Меня всегда удивляла эта тема про наркотики и рэйв. Я никогда в жизни не употреблял ни один вид наркотика, а транс и другую электронику начал слушать в подростковом возрасте исключительно из-за того, что мне настолько нравились звуки и мелодичность транса, что мурашки бежали по телу. Когда взрослые слышали нашу электронную музыку (особенно в ее экстремальных формах, типа габбера, хардкора или эйсид техно), у них, само-собой, возникало чувство, что на здоровую голову такое слушать нельзя. И пока электронная музыка была в загоне, пока она была уделом каких-то «странных ребят в странной одежде» и «тех, кто ее слушает в моем городе по пальцам одной руки» — она считалась наркоманской. Ровно до того момента, пока электроника не превратилась в отовсюду звучащий EDM. А со временем и смягчилась стигма химвеществ — про них уже поют на радио, куда уж дальше в массы. Кажется, Пол Окенфолд в свое время сказал, что рэйв и поголовное погружение британской молодежи в техно и хаус оказалось возможным только благодаря таблеткам экстази. Мол, раньше и без них пробовали, но не шло. И это правда. Весь расцвет, весь большой взрыв электроники 90-х с появлением новых стилей и поджанров случился благодаря второму Лету любви ‘88 года — для современной электроники это точка ноль и именно поэтому данной теме уделяется столько внимания. Это фундамент. И другой, более приглядной правды, у меня для вас нет. Торф и другие удобрения тоже выглядят не очень, но благодаря им произрастают прекрасные плоды. Вот и мы получили из лета ‘88 года разветвленное дерево музыкальны жанров. Сегодня в рубрике «Что почитать» книга Altered state, «Измененное состояние», в центре которой летопись британского рэйва ‘88-92 годов с неизменной темой конфликта сорвавшейся молодежи и чопорных властей. (В PDF и FB2.) Издание обрамляется главами о предтечи экстази-лихорадки и выводами, которые сделали в британском парламенте. Приятно, что посреди всей этой вакханалии авторы не забывают рассказать и о музыке. Ведь джангл, эйсид хаус, европейский хардкор появились именно в это время. (И не стоит верить бахвальным заявлениям, что они под кайфом записывали треки — давно уже известно, что ничего толкового в таком состоянии не запишешь. Те, кто слезли пораньше — не очень свежо выглядят. А те, кто не слезли — вряд ли дожили до наших дней.) Конечно, глядя на провокационную обложку, взрослые еще раз утвердятся в своем тезисе и будут правы — эта книга о том периоде, когда электроника и вещества шли взявшись за руки. Но пропаганды на ее страницах ровно столько же, сколько в детективах и криминальных сводках обращений к читателю схватиться за нож. Наркоманскими в свое время были, а где-то и остаются: рок (в особенности в психоделичных и тяжелых видах; также не забываем поздние альбомы Битлов), хип-хоп (тут даже гордятся) джаз (многие мастера откинулись от злоупотребления) и фанк. В стадионной и клубной электронике тоже полно пороков и соблазнов, но важно, во-первых, думать своей головой; а во-вторых, понимать, что все тиражируемые впечатления и ощущения от трипов многократно и без вреда здоровью можно получать от простых событий. То, что наркотики — это зло — и говорить не надо. Наркотики — это дно. Допинг для ущербных. Суррогат для тех, кто не может ощутить всю полноту и радость жизни в обычном режиме. Все рассказы этих очевидцев с дымком и порошком на колесах меркнут на фоне моих наслаждением от музыки, чтения или общения. А к чему эта книга? Нужно не бояться знать историю, даже такую. #чтопочитать@12edit